Klein

in_ner_v


Внутренний Голос


Previous Entry Share Next Entry
Экзамен и психика
Klein
in_ner_v

Экзамен создает у школьника, студента, да и у вполне зрелого ответственного человека — явления, полностью соответствующие симптомам острого травматического психоневроза. В тяжелой невротической травме, испытываемой объектом "экзаменационной контузии", играют активную роль многочисленные и разнообразные факторы.

Во-первых, готовящийся к экзамену человек количественно перегружается до последней степени, притом в непрерывно нарастающем темпе — по мере приближения экзаменационных дней. Во-вторых, эта тяжелейшая количественная перегрузка мозга развертывается в условиях наихудшей качественной продукции, так как приближение к экзамену создает такое эмоциональное состояние, которое меньше всего способствует концентрирующей и диференцирующей работе мозговой коры: ожидание „опасности", состояние неуверенности и т. д. — являются комплексами огромной дезорганизующей силы, притягивающими к себе крупную часть ценной мозговой активности и дробящими другую, не втянутую в себя, ее часть. В-третьих, эта сгущенная эмоционально-интеллектуальная перегрузка вызывает ряд грубых объективно-физиологических расстройств, в свою очередь отягощающих предэкзаменационную продукцию: эмоционально депримированный и дезорганизованный человек неправильно дышит, ломает обычные ритмы сердечно-сосудистой деятельности, нарушает функции своих желез внутренней секреции, меняет состав крови и пр., — все эти явления в первую очередь бьют по главному экзаменационному орудию — мозгу, уродуя систему его работы. Чем ближе к экзамену и чем ответственнее относится к экзамену человек, чем больше жизненного значения имеет для человека экзамен, — тем грубее ударяют по мозгу эти физиологические травмы. Чем ближе к экзамену, т. е, чем продуктивнее должен работать мозг, синтезируя, центрируя в себе весь подготовительный материал, — тем, при травматизирующей эмоции, это удается в непрерывно уменьшающейся степени. Конечно нельзя механизировать эти психофизиологические "экзаменационные установки", нельзя приписывать их огулом всем 100% экзаменующихся. При  полном нервно-психическом здоровье, при хорошей системе подготовки и достаточном подготовительном фонде — травматизирующие процессы смягчаются. Однако так ли много встречается сейчас нервно-здоровых и хорошо подготовленных? Кроме того встреча с экзаминатором даже при наилучших субъективно-объективных предпосылках все же частенько превращается в слепой конфликт, в борьбу ощупью, так как при массовом экзамене, учебном "производстве", при лихорадочной спешке — нет возможности проследить, уловить, учесть всю творческую динамику экзаменующегося, его общекультурный уровень, его основные дарования и т. и. Учет знаний идет по жестко отграниченным линиям, по узким колеям, не соединенным органическими, комплексными мостами со всем творческим содержанием личности. Поэтому нет для экзаменующегося гарантии в том, что он действительно будет понят при такой короткой, эпизодической встрече: отсюда и вполне естественная озабоченность, даже, повторяем, при наилучших предпосылках — в смысле здоровья и подготовки.

Ежегодные экзамены по целой серии дисциплин — это в буквальном смысле перманентные хронические контузии, результаты которых сказываются долго после удара, наносимого ими нервной системе. Экзамен извращает вообще всю систему интеллектуальной деятельности: для работы памяти, для сосредоточения внимания, для обширных комбинаторных процессов требуется тонизирующая (бодрящая), организующая целеустремленность, создающая новые, сугубо ценные качества у мозговых процессов, экономящая энергию, порождающая у нервной ткани чрезвычайную гибкость, возможность многообразных и тонких сцеплений. Экзаменационная же "целеустремленность" вызывает мозговую детонацию (падение тонуса) и приучает мозговой аппарат к уродливой работе при противоестественных враждебных стимулах, что отнимает, при хроническом отравлении этими "стимулами", у мозга способность и вкус работать в условиях обычных целевых мотивов: "документность", "азарт", "риск", "вслепую" и прочие качества "экзаменационных рефлексов" превращаются в своеобразный отрицательный наркотик, от которого, несмотря на сугубо горький его вкус, не так легко отделаться впоследствии. Творческая эмоция, эмоция интеллектуального творчества несовместима с экзаменационными эмоциями: "или — или". Надо перестроить педагогический процесс так, чтобы исчезла нужда в экзаменах. Надо найти иные формы общения с учащимися, иные приемы поднесения им знаний, умений, иные методы объективного их учета. Надо создать органическую преемственность между типами средней и высшей школы и атмосферу взаимного доверия между различными ступенями общего и специального образования. Ведь экзамены — выражение недоверия как и методу преподавания, так и к педагогическому материалу, вложенному в головы учащихся. Надо создать плановость в комплектовании школ различных типов для ликвидаций безобразной, преступной лихорадки "экзаменационных конкурсов. До той же поры, пока эти наши пожелания пребывают в абстракции, — необходимо радикально реформировать экзаменационные приемы — в направлении, наиболее соответствующем требованиям психофизиологии: надо положить конец "экзамено-контузиям".

А. Б. Залкинд

  


?

Log in

No account? Create an account